Тойота Мираи сложно назвать привлекательным, но Приус то же не красавец, что совсем не мешает ему быть безумно популярным. Тойота вновь разрывает шаблоны и Мираи, по словам руководителя концерна, просто обречен на успех.
О Приусе отзывались, как о очень некрасивом автомобиле, однако это совсем не помешало ему стать лидером продаж в Северной Америке. По-видимому, Тойота знает секрет, как из гадкого утенка сделать лебедя. Ведь одной экономии в 5 л/100 км не достаточно для вывода авто в топ рынка. Тогда в Тойота приняли решение сделать автомобиль очень запоминающимся, и это действительно сработало.
С Мираи пытаются провернуть тот же трюк в 2015 году. За исключением маленькой детали — теперь это автомобиль, работающий на водородном топливе, а не гибрид. На неоднозначном дизайне Toyota Mirai останавливались ранее, так что повторяться не будем. Хотя даже сейчас, спустя год после презентации автомобиля на авто-шоу в Лос Анджелесе, очень сложно подобрать точный эпитет, характеризующий такой дизайн.
Получится ли с Мираи то же, что в свое время с Приус покажет время, но Тойота делает на это большую ставку. И даже больше ставит на технологии и инфраструктуру для водородных автомобилей, приближая очередную революцию в автомобилестроении.
Многие еще не представляют принцип работы водородного двигателя на топливных элементах, так что остановимся на этом немного подробнее. В таком двигателе нет движущихся частей — поршней, коленчатых валов и пр., а процесс похож на опыты по химии, проводимые в рамках школьной программы. В двух словах вот как это работает:
В топливном элементе электричество получают из реакции между водородом и кислородом. Сначала водород сжимается под высоким давлением (хранясь в топливных баках, которых в Мираи два). Затем атомы водорода пропускают через мембрану из платины, которая отделяет электроны от протонов. Эти электроны и создают электрический ток, питающий электромотор, выдающий 151 л.с. и 335 Нм крутящего момента. Освободившиеся протоны с другой стороны мембраны вступают в реакцию с кислородом, образую на выходе обычную воду, около трети чашки на километр. И что самое интересное, эту воду можно пить!
Для снижения затрат, инженерам Тойота пришлось сделать топливный элемент, совмещенный с существующей гибридной системой никель-метал-гибридных батарей от Приус. Как и в Приусе, эта система используется как для помощи при разгоне авто, так и для рекуперации энергии при торможении.
На нашем первом тест-драйве в Ньюпорт-Бич (Калифорния) при всех его новых и модных технологиях, поведение Мираи абсолютно не отличалось от обычных электромобилей. Это немного разочаровывало. И вроде бы вначале ускорение достаточно бойкое, но с набором скорости это ощущение уходит. Несколько десятков резких стартов и разгонов на 405 шоссе показали, что можно вполне согласиться с заявленными производителем характеристиками в 9 с для 0-100 км/ч. Хотя ни разу спидометр не показал заявленную максимальную скорость в 175 км/ч, максимум на спидометре было 120 км/ч. При этом совершенно нет привычных звуков работающего двигателя, что делает очень громкими остальные звуки, такие как шум шин, работа климат-контроля и прихлебывание кофе пассажирами с задних сидений.
Как и обычный гибрид, водородный автомобиль достаточно тяжел. Toyota Mirai весит 1850 кг, что на на 270кг больше, чем у Camry Hybrid и это не смотря на использование углеродного волокна для топливных баков. Хорошо, что самые тяжелые агрегаты автомобиля расположили достаточно низко, что теоретически помогает прохождению поворотов. Хотя тест-драйв показал, что настройки шасси и рулевого управления далеки от идеала. Правда порадовала тормозная система, которая даже в режиме приоритета батареи при торможении не резко останавливает авто, а достаточно адекватно реагирует на нажатие педали.
Не смотря на то, что до сих пор нет данных по расходу топлива на 100 км, помня о том, что речь идет о килограммах водорода а не о лирах бензина, Toyota Mirai должен быть достаточно эффективным, предлагая больший радиус автономности, чем недавно выпущенный Hyundai Tucson (480 км вместо 425 у последнего). При этом топливный бак у Тойота немного меньше (5,0 кг водорода вместо 5,64 кг у Tucson). Кроме того, заправка Tucson занимает 10 минут, в то время как Mirai хавтает на это всего 5-ти, что почти сопоставимо с заправкой автомобиля на газу, при этом сам процесс заправки гораздо чище.
Для того, чтобы интерьер соответствовал футуристичному экстерьеру, приборную панель сделали очень выразительной и необычной, с датчиками у ветрового стекла и элементами управления, расположенными на пересекающихся плоскостях. Некоторые кнопки управления расположены на глянцевой черной панели с сенсорным экраном, хорошо это или плохо, зависит от вашего отношения к отпечаткам пальцев.
Инфраструктура для автомобилей на водородном топливе пока есть только в штате Калифорния, хотя тут все упирается в массовость производства таких авто. Есть надежда, что в 2016 году заправочные станции начнут расти, как грибы после дождя. Без сомнения большой вклад в это внесет именно этот неоднозначный автомобиль — Тойота Мираи.